Магия Пастухов на Руси

Печать

Пастухи на Руси были не просто людьми, которые занимались выпасом коров. Их причисляли к тем, кто умел пользоваться колдовской силой, направляя ее на охрану животных. Специфика скотоводческой традиции на Русском Севере заключалась в особой пастушеской обрядности, в центре которой лежит отпуск(сгон,слука, статья, обход) -произнесение заговора и обрядовые действия, совершаемые пастухом во время первого выгона скота весной на пастбище и сохраняющий скот от всяких напастей. Роль отпуска в пастьбе трудно переоценить. В севернорусских лесистых областях, пасти приходилось именно в лесу, где животные могли легко заблудиться и где была серьезная опасность нападения хищников. В результате совершения сложного обряда отпуска стадо становилось как бы единым организмом, так что животные ходили все вместе сами по себе, без присмотра пастуха, и не разбредались по лесу. Кроме того, они становились невидимыми для посторонних, в том числе для лесного зверя. Тексты отпусков передавались из поколение к поколению, а пастух, как и колдун, готовил себе преемника, чаще всего сына, которому перед смертью передавал знание, сам таким образом оставаясь без отпуска. По другим источникам, отпуска брались или покупались пастухами у колдунов- один раз или перед каждым сезоном. Существует устная и письменная традиция отпусков. Письменные заговоры значительно больше по объему и могут достигать до нескольких десятков страниц текста. После принятия отпуска пастух должен был в течение всего сезона пастьбы соблюдать ряд запретов. Запреты были связаны, с одной стороны, на взаимоотношения пастуха с лесом(нельзя собирать ягоды, грибы, убивать животных), и, шире, -с миром природы, которому он перепоручает стадо. Лес, или леший(слово лес может использоваться как одно из обозначений лешего:лес праведной,лес богатый) пасет и оберегает скотину, пастух же оберегает лес. Поэтому даже погонялку-ветку, которой пастух гоняет стадо, -следует заготовить заранее, до принятия отпуска. Социальный статус пастуха определялся несколькими факторами. С одной стороны, данная профессия традиционно относилась к разряду тяжелых и неквалифицированных. С другой стороны, пастухи приравнивались к колдунам, считаются знающими и умеющими договариваться с лешим. В случае нарушения запрета, пастух подвергался наказанием со стороны лешего. Обычно считалось, что леший бьёт пастуха верхушками деревьев или ветками. Либо может сделать что и похуже. Наряду с запретами, регламентирующими образ жизни пастуха, встречается еще и ряд запретов, адресованные жителям села, прежде всего хозяйкам скота, женщинам, которые больше всего общаются с животными. Они не должны появляться перед пастухом и у скота с босыми ногами, в подоткнутой юбке или в одной рубахе, с непокрытой головой и другие. Таким образом, статус пастуха должен был поддерживаться не только им самим, но и окружающими. В настоящее время профессия пастуха-знатка совершенно исчезла, чему способствовало прекращение пастьбы в лесах, где нужно было оберегать скот от пропажи и нападение хищников. Необходимость в отпусках пропала, а молодые пастухи не стали перенимать знание у старых. Источник: Знатки, Ведуны и чернокнижники. Колдовство и бытовая магия на Русском Севере. Издательский дом "Неолит", 2019.